Проектная мастерская » Статьи » Архитектура на Руси в XIV-XVI ВВ
Архитектура на Руси в XIV-XVI ВВ

После захирения зодчества в конце 1330-х - 1340-х годах, оно возрождается полстолетия спустя или даже позднее. В конце XIII - XIV в. построили, например, белокаменную Городищенскую церковь под Коломной; в Москве, при Иване Кали­те, - соборы Успенский, Архангельский, Спаса на Бору, церковь-колокольню Иоанна Лествичника. Как правило, не­большие по размерам, московские храмы развивали тради­ции владимиро-суздальской архитектуры. Расписывали их русские мастера: Архангельский собор - «русскыя писцы..., в них же бе старейшины и началници иконописцем Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их» (1344); церковь Спаса на Бору - «мастеры старейшины и начялницы быша русстии родом, а гречестии ученицы: Гойтан и Семен, и Иван, и прочий их ученицы и дружина» (1345—1346).

На смену деревянным стенам и башням Московского Кремля при великом князе Дмитрии Ивановиче пришли бе­локаменные (1367). Митрополит Алексий возвел каменные собор и трапезную Чудова монастыря в том же Кремле. В конце этого и начале следующего столетия появляется до­вольно много храмовых сооружений - в Андроникове, Воз­несенском, Симонове и других монастырях, кремлевская цер­ковь Рождества Богородицы.

Соборы, церкви строятся и в других городах - Твери, Звенигороде, Нижнем Новгороде, Рязани, Коломне и т.д.; особенно много - в Новгороде Великом. Новгородские боя­ре и купцы, люди богатые, именитые, заказывают постройку церквей, дают деньги. Восхищение современников и потом­ков вызывали и вызывают церкви Николы на Липне (1292 - 1294), Благовещения на Городище (1342 - 1343), Спаса в Ковалеве (1345), Успения на Волотовом поле (1352), Федора Стратилата на ручью (1360 - 1361), Спасо-Преображения на Ильине улице (1374). Некоторые из них разрушены во время Отечественной войны и позднее восстановлены, но, к сожа­лению, не все. Новгородские сооружения отличаются, с од­ной стороны, строгостью, сдержанностью пропорций; с дру­гой, - наличием декоративных деталей, наружной фреско­вой росписи на фасадах, абсидах.

Немалое церковное строительство велось и во Пскове. Здесь же, а также Порхове, Яме, Копорье, Орешке возводили и крепостные сооружения, своего рода каменные замки.

Много строили в Новгороде XV в. Именно тогда при ар­хиепископе Евфимии (вторая четверть - середина столе­тия) появились в кремле Грановитая палата, часозвоня, двух­этажный дворец самого владыки. Еще раньше (1302) начали строить детинец - каменную крепость, стены которой не­сколько раз перестраивались позднее вплоть до конца столе­тия, когда Новгород вошел уже в число московских владе­ний. Появились и каменные дома-палаты для бояр (в том числе - дом Марфы-Посадницы, жены И. Борецкого).

Новгородские, московские и иные зодчие нередко строи­ли по старым образцам, например XII столетия. При этом новгородские заказчики стремились подчеркнуть и сохра­нить «старину и пошлину» своего города и земли, московские исходили из идеи общерусского единства, несомненно при этом, - под главенством своего государя.

Самым выдающимся достижением русского зодчества ру­бежа XV - XVI в. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми; это - Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы; храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов по­строили Грановитую палату. Целый комплекс зданий соста­вил дворец великого князя. Наконец, появились новые кре­постные стены и стрельницы (башни).

Кремлевское строительство, обширное и выдающееся по своему значению (в плане и архитектурного мастерства, и оборонительных потребностей, и повышения престижа наро­дившейся России, «государя всея Руси» Ивана III), - дело рук русских мастеров (из Москвы, Пскова, Твери, Ростова и других городов) и итальянских архитекторов: Аристотеля Фиораванти, Алевиза, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марка Фрязина и др. Их труд и достижения - сплав национальных русских и итальянских традиций в архитектуре.

Естественно, с еще большим размахом строили в XVI в. По всей стране возводили много церквей, соборов. Некото­рые из них заняли выдающееся место в отечественной и ми­ровой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь - в черте города). Она построена (1532) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Гроз­ного. Образцом послужили старинные деревянные церкви шатрового стиля («на деревянное дело»). Как чудо восприни­мали ее современники: «Бельма чудна, - записал поражен­ный летописец, - высотою и красотою, и светлостию, такова же не бываша преже сего в Руси». Такое же отношение к этому сказочному сооружению сохранили и потомки; изве­стно, например, что в восхищении созерцал ее Гектор Бер­лиоз три столетия спустя. Столь же сказочным видением вы­глядит Покровский собор, или храм Василия Блаженного, на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой архитектуры, по существу - комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие.

В разных концах обширного уже тогда государства рас­тут крепости, опоясывающие, словно ожерелье, его цент­ральную часть, столицу Москву. То же - по русскому пограничью. Защитниками России с юга стали крепости в Туле, Коломне, Зарайске; с востока - в Нижнем Новгороде; с се­вера - в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монасты­рях. Крепостные, помимо прочих, функции имели москов­ский, новгородский, псковский и иные кремли. В столице, помимо кремлевских, соорудили стены Белого города (зод­чий Федор Конь, строивший и в Смоленске) - по нынешне­му Бульварному кольцу; Деревянного города, или Скородома (современное Садовое кольцо; 1580-е - 1590-е годы).